Восстановление и зарядка аккумулятора

Восстановление и зарядка аккумулятора

В результате неправильной эксплуатации автомобильных аккумуляторов пластины их могут сульфатироваться, и он выходит из строя.

Известен способ восстановления таких батарей при заряде их "ассимметричным" током. При этом соотношение зарядного и разрядного тока выбрано 10:1 (оптимальный режим). Этот режим позволяет не только восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных.

Электрическая схема зарядного устройства
Рис. 1. Электрическая схема зарядного устройства.

На рис. 1 приведено простое зарядное устройство, рассчитанное на использование вышеописанного способа. Схема обеспечивает импульсный зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда). Для восстановления и тренировки аккумуляторов лучше устанавливать импульсный зарядный ток 5 А. При этом ток разряда будет 0,5 А. Разрядный ток определяется величиной номинала резистора R4.

Схема выполнена так, что заряд аккумулятора производится импульсами тока в течение одной половины периода сетевого напряжения, когда напряжение на выходе схемы превысит напряжение на аккумуляторе. В течение второго полупериода диоды VD1, VD2 закрыты и аккумулятор разряжается через нагрузочное сопротивление R4.

Значение зарядного тока устанавливается регулятором R2 по амперметру. Учитывая, что при зарядке батареи часть тока протекает и через резистор R4 (10%), то показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А (для импульсного зарядного тока 5 А), так как амперметр показывает усредненное значение тока за период времени, а заряд производится в течение половины периода.

В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого разряда в случае случайного исчезновения сетевого напряжения. В этом случае реле К1 своими контактами разомкнет цепь подключения аккумулятора. Реле К1 применено типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки 24 В или на меньшее напряжение, но при этом последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор.

Для устройства можно использовать трансформатор мощностью не менее 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке 22...25 В.

Измерительный прибор РА1 подойдет со шкалой 0...5 А (0...3 А), например М42100. Транзистор VT1 устанавливаются на радиатор площадью не менее 200 кв. см, в качестве которого удобно использовать металлический корпус конструкции зарядного устройства.

В схеме применяется транзистор с большим коэффициентом усиления (1000...18000), который можно заменить на КТ825 при изменении полярности включения диодов и стабилитрона, так как он другой проводимости (см. рис. 2). Последняя буква в обозначении транзистора может быть любой.

Электрическая схема зарядного устройства на транзисторе другой проводимости
Рис. 2.

Для защиты схемы от случайного короткого замыкания на выходе установлен предохранитель FU2.

Резисторы применены такие R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15, R3 — С5-16MB, R4 — ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В.

Приведенные схемы пускового (рис. 4.1) и зарядного устройств (рис. 4.2) можно легко объединить (при этом не потребуется изолировать корпус транзистора VT1 от корпуса конструкции), для чего на пусковом трансформаторе достаточно намотать еще одну обмотку примерно 25...30 витков проводом ПЭВ-2 диаметром 1,8...2,0 мм.

Эта обмотка используется для питания схемы зарядного устройства.

Комментарии

ПРОВЕРЕНО РАБОТАЕТ СОВЕТУЮ асобливо если акб больше2-Х лет

Всё собрал правильно, но жестоко греется пятиватник на 0,51который (не было 0,51 - поставил 0,56, косяк с моей стороны?). :((
Регулирования нет (Амперметр держится около значения по шкале 2А).

Регулировка должна быть, а то что амперметр показывает то нужно учесть что выпрямление однополупериодное то есть амперметр показывает действующий ток. При этом ток заряда будет в 2 раза больше.
По сопротивлению резистора не так критично, но в схеме я бы использовал сопротивление 0.1-03 ом, а при 0.5 ом и токе заряда 5A рассеиваемая мощность будет около 7W.

Das radio!

Ну нереально чтобы не регулировалось. На стабилитроне напряжение около 7.5V то есть с резистора напряжение будет 0-7.5V. значит по схеме эмитерного повторителя на эммитере транзистора (на резисторе 0.5 ом) будет тоже самое (так как кт825 составной и имеет коэффициен усиления по току от 750) за исключением прямого падения напряжения на двух базоэмиттерных переходах около 1.5v то есть всего на резисторе напряжение должно быть от 0 до 6 V это соответствует току от 0 до 12 А при сопротивлении резистора 0.5 А.
Вобщем проверяйте либо транзистор на пробой (бывает у них пробой только одного базоэмиттерного перехода который трудно отследить) либо обрыв в переменном резисторе.
Судя по тому что у вас 12A на выходе я думаю что остальные элементы схемы исправны и подключены верно.
По реле Вы сделали все правильно так как основная его задача это отключит аккомулятор от разряжающего сопротивления если пропало или отключено питание от зарядника.

Das radio!

Я же писал выше что не резисторе при токе заряда в 5 A будет рассеиваться 7.5 W поэтому резистор на 5W сильно перегревается. Ставьте побольше, даже 10W будет достаточно горячий.

Das radio!

почему на амперметре надо выставлять 1,8А?

Друзья, я тоже немного помучался с этой схемой! У меня нормально она отказывалась работать, а очень нужна такая штука - у меня 6 авто сдаю ребятам для работы в такси. После месяца мучений взял у соседа по гаражу его самоделку. Остался очень доволен! Потом выпытал у него схему устройства - Восстановление аккумулятоа - тренировка Сейчас эксплуатирую два таких, доволен. К схеме добавил китайски светодиодный индикатор напряжения и в разрыв с аккумулятор советский стрелочный амперметр на 15 А. Рекомендую, элементы мне обошлись в 150 руб.

Программирование радиостанций

 
 
Rambler''s Top100